Художница Инга Кныш живет в Лондоне. В 2024 году ее работа Earl Grey была представлена на групповой выставке Works on Paper в галерее Green & Stone, а в 2023 году она получила награды Chelsea Art Society Young Artist Award и Constance Cooper Silver Trophy. Сегодня ее произведения находятся в частных коллекциях в России, Великобритании, Канаде, Испании, Португалии и ОАЭ.
Инга поделилась с нами своим опытом: как находит баланс между творчеством и основной работой, что вдохновляет ее в мегаполисе, и как переход от акварели к маслу открыл новые грани ее художественного выражения.
Про творческий путь
Я рисую с детства, в целом. Помню, как мама рассказывала: она пришла однажды домой, а у нас все обои изрисованы. Так, кажется, меня и отвели в первую изостудию. Потом уже была школа искусств, разные курсы, и конечно, много практики.
В Великобритании, и конкретно в Лондоне, очень много возможностей, а потому и конкуренции, ведь многие хотят выставляться тут, а значит, иногда конкурс на open call будет 1 к 15. В основном, главный вызов – продолжать рисовать и подаваться, выставлять работы и искать «свое место».
Здесь много художников разных направлений, течений, культур – очень ценю, что есть разные арт-сообщества, и мы поддерживаем друг друга.
О совмещении основной работы с художественным творчеством
Я работаю в сфере маркетинга пять дней в неделю и стараюсь почти все остальное свободное время уделять живописи. Обычно, длинные сессии живописи у меня в выходные – то есть по несколько часов. По вечерам в будни меньше, но все же стараюсь – когда как, хотя бы час, а где-то хотя бы десять минут поскетчить. Стараюсь выделять время. Не то чтобы эта стратегия, но в какой-то момент осознала, что от чего-то придется и отказаться. Например, пришлось остановить преподавание (я давала частные уроки акварели в прошлом году), меньше читать книг и много чего еще. Есть «жертвы», в общем.
Честно сказать, мне просто очень хочется рисовать больше, поэтому я скетчу и в пути на работу, и в кафе, где придется.
Про жизнь в мегаполисе
Все это для меня о поиске баланса: в жизни и в творчестве. В повседневности – баланс между постоянным бегом, спешкой и спокойствием, паузой. Городские серии у меня почти всегда о ритме, движении, а «домашние» или зарисовки в кафе – это как раз остановка, вдох-выдох, медитация, отдых. Я живу в Лондоне, а до этого жила в Москве – это большие бурные города, я «бегу» всю жизнь и часто совмещаю много дел сразу, пытаюсь все успеть и мысленно быть здесь и сейчас.
Мне нравится писать город на месте, ловить момент, где разворачиваются истории людей – они куда-то идут, встречаются или чего-то ждут. Город живет своей жизнью, и в нем есть все. Попытка ухватить его состояние – если к этому удается приблизиться, это приятное чувство. На пленэрах было много разных случаев. Иногда люди подходят, мы знакомимся. Это здорово.
Я стараюсь не беспокоить людей, когда их рисую. Чаще всего они и не замечают, что я их рисую. Если замечают, то слежу за реакцией – чаще всего я сменю объект, чтобы не напрягать человека. Но бывало, когда мне улыбались, а потом просили посмотреть рисунок. Был один случай, я показывала скетч человеку, и мне сказали, что это «made my day». Когда людям приятно, это конечно радует.
Однажды когда я стояла рисовала, ко мне подошла девушка и попросила посмотреть за ее ребенком в коляске, пока она сходит в туалет. Тогда я подумала, что, наверное, репутация у художников неплохая, раз мне так доверяют.
Про переход от акварели к маслу
Я всегда говорила, что акварель – это моя стихия, и я люблю ее характер, и никогда ни на что ее не променяю, но вот последние полгода или год, моя новая страсть – масляная живопись, и я очень активно изучаю ее, пока на начальном этапе. Я пришла в масло, когда поняла, что в акварели начала писать жирнее и с мазками – то есть сначала пришла в масло за текстурой, а в итоге сейчас пишу по-разному, даже довольно тонко. Сейчас мне очень нравится, сколько возможностей открывается с маслом.
Про серию работ «Not Here Not Now»
Эта серия близка к моему исследованию ритма жизни и чувства включенности, присутствия, осознанности. Она является наиболее критической из всех серий моих работ. Эти картины рассказывают о том, как я иногда ощущаю себя «не здесь и не сейчас». Мое тело находится «здесь», но мой разум – где-то еще. Возможно, в мыслях о прошлом или беспокойствах о будущем, а не в настоящем моменте. Также о расщеплении между онлайн и оффлайн мирами. Поэтому люди на картинах физически разделены между пространствами и на листе. Это также самая контрастная и вызывающая по цветам серия моих работ: здесь есть много противоположного, красного и зеленого, как символы светофоров и активного движения и резкой остановки. Контраст подчеркивает различия между мирами: онлайн и оффлайн, настоящим и прошлым, реальностью и представлениями. Я хочу привлечь, прежде всего, свое внимание к этой теме, но также и внимание зрителя – о том, как вернуться к ощущению присутствия и связи с реальным миром.
Про вдохновение и философию ваби-саби
Я хожу и изучаю как художников прошлых столетий, так и современных. Стараюсь делать заметки или зарисовки в скетчбуке. Из последнего – очень понравилась выставка «Impressionists on paper» (Royal Academy of Arts, Лондон). Там было много этюдов и зарисовок, которые я не видела. Люблю смотреть на подготовительные работы, потому что это помогает понять, как художник мыслил.
Мне кажется, что красота тем прекраснее, если в ней есть что-то несовершенное. Без тени нет света. Я не стремлюсь к совершенству в картинах. Завершенность работы не всегда идеальна только визуально. Главное – это законченная мысль или пойманный живой момент, знакомое ощущение. И это тоже отражено в философии ваби-саби: эта идея непостоянства, текучести, сменяемости. Живопись – это всего лишь попытка поймать все это за хвост.