Актеры Алексей Дедоборщ и Егор Морозов познакомились в 2022 году. По приглашению одного режиссера, они онлайн читали пьесу, которая должна была быть поставлена эмигрантским театром в Париже. Они рассматривались на главные роли в постановке «Пигмалиона» по Бернарду Шоу. Егор в этот момент находился в Грузии, а Алексей в Германии.
«Постепенно мы поняли, что читки не приведут к чему-то серьезному. В какой-то момент я летел через Париж в Лиссабон и предложил Егору встретиться. Мы пообщались, погуляли, и думали, что мы можем придумать. И мы начали долгие, изыскательные попытки найти пьесу, которая для нас двоих подойдет», – рассказывает Алексей.
Уже летом 2023 года Алексей и Егор вдвоем запустили собственный театр The Chaika в Португалии. За год со знакомства, они успели не только открыть театр, но и сменить место жительства, получить ВНЖ во Франции и Германии, поставить спектакль по пьесе Слаповского «Король Лир и его повар» и гастролировать с ним по Европе.
Про переезд в Европу
Свой отпуск в сентябре 2022 года Алексей решил провести в Германии, но из-за начавшейся мобилизации в России, он решил остаться в Берлине у друзей. Позже он узнал о визе в Германии для деятелей искусства, которая позволяла работать как актеру, так и режиссеру, а также проводить свои шоу. В ноябре он успешно получил эту визу. Однако, учитывая его частые поездки в Лиссабон, где театральные представления не так популярны, решено было провести премьеру именно здесь.
У Егора была другая история:
«Я закончил съемки в 2022 году и улетел в отпуск в Египет в сентябре, но находясь там, получил сообщение Вконтакте о том, что меня ждет повестка в родном поселке в Сибири. Тогда понял, что из отпуска не вернусь и стал думать, как мне быть дальше. Я поехал в Грузию к друзьям, а затем узнал о возможности получить ВНЖ во Франции по политическим мотивам. Так что моя повестка помогла мне получить французский ВНЖ».
Создание собственного театра – тогда это казалось какой-то авантюрой!
«Мы поняли, что можем искать работу, а можем попробовать заработать своей профессией. Мы нашли пьесу Слаповского «Король Лир и его повар». Она на тот момент не была нигде опубликована. Нам помогла Аня Перелешина в роли режиссера. Мы начали планировать бюджет и выбирали, где провести премьеру. Лиссабон – стал отличным вариантом», – рассказывает Егор.
«До этого мы больше работали актерами в кино и театре. Создание собственного театра – тогда это казалось какой-то авантюрой: у нас минимум денег, нас никто не знает, у нас нет материала. Но наш плюс – у нас две головы, которые работают. Я работал в сторону поиска материала, какой-то реализации творческой, а Леша в свою очередь операционной».
Пока не увидели, что начались продажи, мы не начинали репетировать
«Мы решили провести премьеру в Лиссабоне в сентябре. Мы запустили сайт, делали рекламу в соцсетях, чтобы привлечь внимание к нашему театру The Chaika и предстоящей пьесе. И вот до тех пор, пока мы не увидели, что начались продажи, мы не начинали репетировать. Когда были куплены первые билеты, мы уже начали думать о том, какие материалы будут использоваться в декорациях и так далее», – делится по секрету Алексей.
«Изначально у нас было запланировано две даты в Лиссабоне. За две недели до премьеры первая дата была полностью продана, на второй оставалось где-то 20% билетов, поэтому мы решили рискнуть и взять еще третью дату. У нас был sold out. Мы повторили спектакль в октябре еще дважды. В феврале нам удалось поехать со спектаклем «Король Лир и его повар» в Германию, это были Берлин, Гамбург, Франкфурт и Бремен».
Мы хотим быть продаваемыми, но с профессиональным подходом
Алексей: Мы сделали красивый трейлер о спектакле, что стало хорошим пиаром. Как бы это ни звучало ужасно в контексте театральной постановки, но важно, чтобы продукт был хорошо упакован с точки зрения маркетинга.
Нужно понимать, что в государственных театрах, ты приходишь в свою гримерку, тебе повесили костюм, у тебя есть гример, который готовит к выходу на сцену… Тебе не надо ни о чем беспокоиться. Когда здесь, мы все это делаем самостоятельно и только вершина айсберга – это непосредственно выход на сцену, где мы получаем удовольствие. До этого мы получаем много стресса.
«Дима, рано!»
Егор: На одном из первых спектаклей мы попросили художника по звуку Диму, чтобы он у нас на свете посидел. И представьте, у нас идет сцена, мы с Лешей играем и тут бац, гаснет свет. И я говорю: «Дима, рано!». Он включает свет. Мы продолжаем играть, и тут бац, опять гаснет свет. Я повторяю: «Дима, рано!». И вот, когда нужно выключить свет, мы стоим с Лешей и ждем, свет не выключается. Говорим: «Дима, сейчас можно!». Зрители смеются, свет выключается, и вроде как мы сгладили, но как бы…
«Это серьезный был драматический момент, когда это затемнение по театральному, оно нужно. И, конечно, тот факт, что мы сначала повеселили зрителя, но окей. То есть в этом, конечно, и прелесть театра, что все приходят посмотреть здесь и сейчас, даже если есть какие-то оплошности. Это нас научило правилу тщательнее обучать сотрудников и обязательно отбирать по релевантному опыту», – добавляет Алексей.
Спектакль не имеет возраста
Алексей: «У нас не было ранее особого опыта общения со зрителями, где мы с ними обсуждаем спектакль. Например, когда мы заканчиваем «Король Лир и его повар», мы после поклонов выходим, начинаем разбирать декорацию, как бы продолжая тему, что это наш театр, и мы все сами делаем. В этот момент многие люди подходят к сцене и хотят еще поговорить».
Егор: «Зрители очень разные приходят: современная молодежь, которая говорит о том, что вот это очень похоже на такой игровой ход, когда нет стены, разделяющей персонажей и зрителей. Есть взрослые зрители, которые давно переехали, и кто-то скучает по такому. Кто-то что-то узнает, где-то ностальгирует, где-то вспоминает. Спектакль не имеет возраста!
Один момент, который нас немного удивил. Когда в Португалии мы играли первый спектакль, к нам пришли люди с бокалами вина. Они зашли в зал и сели смотреть.
Алексей: «Но все-таки у нас публика более в этом плане воспитанная, они не болтали много, но вот с алкогольными напитками были истории. К нам даже однажды приходил профессор актерского мастерства. Он португалец, русский не знает. Ему, видимо, хотелось посмотреть прием, с которым мы работаем».
«Как-нибудь выкрутимся»
Алексей: «Многие зрители высказывали мнение о том, что им очень понравился наш первый спектакль, но им хотелось бы посмотреть в нашем исполнении что-то легкое. Поэтому мы подумали, что нам нужно делать. Мы долго искали комедию на двоих-троих человек. Но потом я предложил сделать комедию «Как-нибудь выкрутимся» Марка Камолетти, и мы рискнули, потому что это большой каст, это шесть человек. Она написана хорошим языком, несмотря на то, что очень часто, например, и в России, и в том числе, и по всему миру ее ставят как антрепризную. Но мы все-таки хотим сделать ее качественной, хорошей постановкой».
Эта история про то, как однажды на праздничный семейный ужин собрались муж, жена и… их любовники. Герои всеми силами стараются выкрутиться из абсурдной ситуации, однако их попытки скрыть правду превращаются в лабиринт из лжи, из которого уже никто не может найти выход.
Мы хотим продолжать традицию
Алексей: «Погрузившись в мир театра, я что-то не очень хочу собственную площадку. Хочется быть именно тем, кто ставит и привозит спектакли. Пусть говорят: Привезите к нам этот спектакль, отправьте к нам этот спектакль, а давайте мы к вам привезем это, а давайте обменяемся?».
Егор: «У нас очень классные мастера, у которых мы учились в ГИТИСе, и мы хотим продолжить нести этот код, который нам передали. Мы хотим продолжать традицию».