В рекламе в последние годы активно поднимается тема изменений климата. Однако чаще всего не в качестве предупреждения о глобальной катастрофе, а в виде простых решений, которые помогут якобы ее остановить. Компании предлагают товары, которые называют «экологически чистыми», и стараются продать их под видом заботы об окружающей среде.
Это называется «гринвошинг». С ним борются регуляторы, однако не всегда эффективно. Тогда на их место приходит активисты. Используя те же инструменты, что и сами рекламщики, они заставляют по-новому взглянуть на утверждения брендов.
Brandalism – одно из таких движений, начавшееся в 2012 году в Великобритании и распространившееся на другие страны. Участники Brandalism взламывают городские рекламные щиты и заменяют корпоративные плакаты своими – похожими по дизайну, но содержащими противоположные утверждения. Такой метод называется «субвертирование» (subvertising) – он использует искусство как средство для выражения критики корпоративнной лжи и потребительства. А также стимулирует общественный диалог о важности устойчивого развития.
Так, в ноябре 2020 года активисты Brandalism нацелились на более чем 250 билбордов и рекламных щитов на автобусных остановках Британии. Эта кампания была реакцией на объявление HSBC, одного из крупнейших банков, о цели по сокращению своих углеродных выбросов – при том, что при этом он продолжает финансировать нефтяные компании и бизнесы, приводящие к вырубке лесов.
В 2023 году активисты движения взломали 400 билбордов Toyota и BMW в Бельгии, Франции, Англии и Германии. Оба автоконцерна, руководствуясь якобы заботой об экологии, активно продвигают в рекламе свои электрические машины – однако при этом продолжают лоббировать нефтяной бизнес. Оригинальные плакаты автомобильных компаний Brandalism заменил собственными высказываниями. Одно из них, к примеру, содержит слоган «Давай все разрушим» и примечание: «В ноябре 2022 года Toyota заняла десятое место в мире по количеству выбросов и лоббированию активностей, направленных против климата».
Годом ранее движение провело похожую кампанию против авиаперевозчиков. Сатирические плакаты, на которые Brandalism заменил реальные рекламные щиты, борятся с самой идеей преподнесения авиаперелетов как чего-то чрезвычайно легкого и социально приемлемого – несмотря на огромные выбросы парниковых газов, которые выделяет авиаиндустрия.
По словам одного из художников, работавших над этой кампанией, люди не задумываются о вреде перелетов, так как их успокаивает содержащийся в рекламе гринвошинг, а также ссылки на компенсации выбросов углекислого газа, к которым в последние годы стали часто прибегать авиакомпании. Он заменил рекламу Lufthansa следующим слоганом: «В Люфтганзе мы отвлекаем вас картинками зеленых деревьев в то время, как поджариваем планету».