Для изобразительного искусства спорт во все времена был неиссякаемым источником вдохновения. Скульпторы, живописцы, графики создали колоссальное количество выдающихся произведений, посвященных личностям великих спортсменов или мгновениям состязаний и тренировок. Однако, мало кто знает, что в истории был короткий, но бесспорно замечательный период, когда искусство и спорт были ближе, чем когда-либо. И сошлись они ни где-нибудь, а на самых значимых мировых спортивных состязаниях – Олимпийских играх.
Каталоги Конкурсов искусств Летних Олимпийских игр 1928, 1932, 1936 и 1948 годов
Замысел организации олимпийских Конкурсов искусств принадлежал барону Пьеру де Кубертену – основателю современного олимпийского движения. Он мечтал о гармоничном сочетании спорта и искусства, как это было в Античности, и подчеркивал:
«Мы должны заново объединить узами законного брака давно разведенную пару – Тело и Разум».
Но понадобились годы и немалое упорство Кубертена, чтобы его идея стала реальностью, однако он, как настоящий боец преодолел все препятствия и в 1912 году в программу V Олимпийских игр в Стокгольме наконец вошли Конкурсы искусств.
Барон Пьер де Кубертен. 1915.
Изначально на Конкурсах искусств было представлено пять категорий – «Живопись», «Скульптура», «Архитектура», «Музыка» и «Литература», но в дальнейшем вместе с тем, как конкурсы набирали популярность, перечень категорий был расширен. К «Живописи», например, добавились «Рисунок», «Акварель», «Офорт», «Рекламная графика», «Печатная графика», а «Скульптуру» разделили на «Круглую скульптуру» и «Рельеф» и т.д.
Основные критерии отбора были просты – произведения должны были быть вдохновлены спортом, соответствовать олимпийским идеалам и быть оригинальными, нигде прежде не опубликованными. Исключение составляли архитекторы, которые могли подать на конкурс проект уже возведенного спортивного сооружения.
Первый Конкурс искусств на Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме получился довольно скромным. Свои работы прислали всего 35 деятелей искусств и тем не менее награждения состоялись по всем категориям. За медали в номинации «Живопись» соревновались четыре художника. Самым известным из них был французский мастер Жан-Франсуа Рафаэлли, чьи произведения экспонировались на выставках импрессионистов 1880 и 1881 годов. Работами Рафаэлли восхищались Жорис-Карл Гюисманс и Эдгар Дега, однако олимпийских судей художник не впечатлил, и они не удостоили его медалью (в тот год медали за 2-е и 3-е места вообще не вручили никому). Победителем же стал не столь знаменитый итальянец Карло Пеллегрини, наиболее известный своими открытками с очаровательными иллюстрациями, посвященными зимним видам спорта в Альпах.
Карло Пеллегрини. Зимние спортивные игры. 1912.
Похожая судьба остаться без медалей постигла и двух всемирно известных скульпторов, принявших участие в конкурсе. Паоло Трубецкого – выдающегося скульптора-импрессиониста, разделившего с Роденом Гран-при Всемирной парижской выставки 1900 года в Париже и его блистательного ученика Рембрандта Бугатти – брата основателя легендарной автомобилестроительной компании «Bugatti» и талантливого анималиста, чьи скульптуры всегда ценились очень высоко (сегодня на аукционах они уходят с молотка за шестизначные суммы). Вместо них золото получил американец Уолтер Уайнэнс, что дало ему уникальный и единственный в истории дубль. На той же Олимпиаде 1912 года он выиграл серебро в спортивной секции стрельбы одиночным выстрелом по «бегущему оленю», а в 1908 году Уайнэнс удостоился золота за стрельбу по «бегущему оленю» двойным выстрелом. Таким образом он стал тем идеальным образцом равновесия Разума и Тела, о котором мечтал Кубертен.
Пьер де Кубертен. Ода спорту. 1912.
Второй Конкурс искусств на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене тоже не привлек к себе особого внимания, а вот в 1924 году на VIII Летних Олимпийских играх в Париже случился настоящий прорыв. 190 конкурсантов из 24 стран представили 283 работы во всех категориях, 158 из которых были одобрены жюри и допущены к оценке. Несмотря на нежелание большинства великих художников того времени принимать в этих конкурсах, в тот год все же появилось несколько достойных медалистов.
Жан Рене Гоген – известный скульптор и четвертый сын выдающегося импрессиониста Поля Гогена за свою скульптуру «Боксер» выиграл бронзовую медаль, а Джек Батлер Йейтс, младший брат поэта и нобелевского лауреата Уильяма Йейтса получил серебро за картину «Заплыв Лиффи» и стал первым олимпийским медалистом недавно обретшей независимость Ирландии. Его картина посвящена одному из самых знаменитых и значимых мировых заплывов на открытой воде, который ежегодно проводится в Дублине с 1920 года. Написанная широкими, экспрессивными мазками, картина отлично передает напряженную атмосферу состязания и «боления». Художник берет точку зрения из зрительских рядов, тем самым позволяя каждому созерцающему полотно ощутить себя частью этого волнующего действа.
Жан Рене Гоген. Боксер. 1924.
Джек Батлер Йейтс. Заплыв Лиффи. 1923.
А в секции «Архитектура» в тот год появился еще один художник-спортсмен. Венгерский пловец и двукратный чемпион I Летних Олимпийских игр 1896 года в Афинах Альфред Хайош принял участие в парижской Олимпиаде, как архитектор (он уже был студентом архитектурного отделения, когда взял два золота в 1896 году) и выиграл серебро за проект стадиона.
Парижские игры были также примечательны и тем, что в них приняли участие наши соотечественники.
Но находящихся в эмиграции русских деятелей искусств советские бойкоты не волновали и на конкурс свои произведения отправили русская поэтесса Мария Волынцева, более известная, как Мария Вега, а также один из крупнейших русских живописцев первой трети XX века Александр Яковлев – автор целого ряда знаменитых портретов, эскизов росписей Казанского вокзала в Москве и т.д. Ни он, ни Волынцева медали не выиграли, но имена их сохранились в официальных олимпийских архивах. Еще один наш великий соотечественник – композитор Игорь Стравинский участвовал в этой Олимпиаде в качестве члена жюри секции «Музыки».
Александр Яковлев. Автопортрет. 1917.
Конкурсы искусств набирали обороты и со следующих Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме, во-первых, было значительно расширено количество категорий (с пяти до шестнадцати), во-вторых – значительно возросло число участников (1150 произведений от 370 художников в 1928 году, 1100 произведений от 540 художников в 1932 году, 667 произведений от 527 художников в 1936 году). Возрастала и популярность конкурсных выставок у зрителей. В Амстердаме выставку за месяц ее работы посетило свыше 10 000 человек, в Лос-Анджелесе в 1932 году экспозицию увидели 384 000 человек, и это несмотря на Великую депрессию, а в Берлине в 1936 году – 70 000 человек.
Среди чемпионов по-прежнему можно было встретить мастеров с мировой репутацией. Так, например, олимпийское золото в категории «Живопись» завоевал в 1928 году Исаак Исраэлс – выдающийся голландский импрессионист и близкий друг Эдуарда Мане и Макса Либерманна, а серебро досталось английской представительнице постимпрессионизма и первой женщине-академику Королевской Академии художеств Лауре Найт. В категории «Круглая скульптура» золото взял известный французский скульптор Поль Ландовски – автор знаменитой статуи Христа-искупителя в Рио-де-Жанейро, а также будущий куратор Всемирной выставки 1937 года в Париже, ставшей известной противостоянием советского и германского павильонов.
Исаак Исраэлс. Всадник в красном. 1928 (Золотая медаль Олимпийских игр 1928 года в категории «Живопись»)
Помимо них, в Олимпиадах в разные годы участвовали знаменитые немецкие мастера Макс Либерманн и Макс Слевогт, яркий представитель «парижской школы» Кес ван Донген, английский анималист Альфред Маннингс, французский художник и директор Академии изящных искусств Альбер Декарис и многие другие.
Кес ван Донген. Эквилибристка. 1907.
Последний раз Конкурсы искусств прошли в 1948 году на Олимпиаде в Лондоне, и они тоже стали примечательны одним интересным фактов. Именно на них появился самый возрастной чемпион в истории современных Олимпийских игр. 73-летний Джон Копли завоевал серебряную медаль в категории «Графика» за свой офорт «Поло». Копли считается одним из важнейших английских офортистов XX века. Но спортивная тема нетипична для его творчества, тем не менее, в 1939 году его так восхитил матч по конному поло, что он создал целую серию офортов, вдохновленных увиденным и одна из работ этой серии принесла ему медаль и вписала в олимпийскую историю.
Джон Копли. Поло. 1939.
Через год после Олимпиады, в 1949 году МОК, настроенный после Второй Мировой войны резко против Конкурсов искусств, сначала приостановил их проведение, а затем и вовсе отменил, полностью вычеркнув из исторического протокола соревнований все врученные художникам медали, которые перестали учитываться в медальном зачете стран-участниц.
Так, Разум и Тело вновь постиг формальный развод, однако они уже были слишком близки, чтобы кому-нибудь удалось разделить их в действительности. По сей день МОК продолжает организовывать параллельные культурно-просветительские программы к Олимпийским играм, в которые входят выставки, фестивали, публикации большого количества материалов, посвященных, как профессиональным художникам, так и мастерам из числа бывших спортсменов. Так что идея барона де Кубертена по-прежнему живет и искусство по-прежнему является значимой частью Олимпийских игр.
Автор: искусствовед и автор канала «Записки искусствоведа» Екатерина Илюшкина.