Часто посетители музеев задумываются о том, как произведения искусства попадают в коллекцию и становятся доступными публике. Один из путей — переход частной коллекции в открытый формат, доступный для зрителей. История знает немало примеров, когда частные собрания становятся общественным достоянием. Ярким примером является коллекция Пегги Гуггенхайм.
Её собрание искусства ХХ века считается одним из важнейших и включает в себя всемирно известных авторов, многих из которых «открыла» сама Пегги. Её коллекция — это не только отражение уникального вкуса и визионерского подхода в коллекционировании, но и актуальных трендов, тенденций и событий того времени.
В разговоре о коллекции стоит немного рассказать и о самой Пегги. Детство и юность её прошли в окружении роскоши и драмы, которые оказали глубокое влияние на её будущую жизнь и место в обществе. Она родилась в Нью-Йорке в 1898 году в одной из самых влиятельных и богатых еврейских семей Америки. Когда Пегги было всего 13 лет, её отец трагически погиб на «Титанике».
Чуть позднее, как только ей исполнилось 18 и она получила права на наследство, Пегги отказалась от аристократической жизни в Нью-Йорке и отправилась в Европу. 20-е годы в Европе — это время расцвета новых течений, молодых, амбициозных и свободных поэтов, писателей и художников. Именно в такую среду попала Пегги, начав не только вести богемную жизнь, но и поддерживать сюрреалистический кинематограф, постепенно становясь коллекционером.
По совету Марселя Дюшана, Пегги ориентировалась на молодых художников, что раскрыло её визионерский талант и безупречную интуицию. Она скупала работы малоизвестного Пикассо, молодого Ива Танги, Кокто, Кандинского, Дали и поддерживала Джексона Поллока, будучи уверенной в его успехе. Пегги не ошиблась: она стала не только успешным коллекционером, но и трендсеттером среди культурного сообщества.
Во время Второй мировой войны Гуггенхайм вывезла свою коллекцию из Европы в Нью-Йорк. Там она открыла два проекта — галереи «Guggenheim Jeune» и «The Art of This Century». Первая галерея оказалась полностью убыточной, а вторая представила публике впечатляющую коллекцию сюрреалистов и кубистов и впервые дала площадку для абстрактных экспрессионистов.
В 1948 году Пегги Гуггенхайм не просто переместила свою коллекцию в Венецию, но сделала её открытой для публики. В этом же году она создала свой павильон на Венецианской биеннале, разместив его в павильоне Греции по проекту архитектора Карло Скарпа. Благодаря Пегги на европейской арене дебютировал абстрактный экспрессионизм в лице Джексона Поллока — американское искусство впервые было представлено за пределами Америки.
Венеция стала для Пегги домом: она поселилась во дворце Вениер деи Леони на Гранд-канале, который быстро превратился в один из центров культурной жизни. С самого начала своего пути она не просто собирала искусство, но и делилась им, приглашая к себе художников, критиков, коллекционеров и просто любопытных посетителей. Её роль в культурной жизни была значительнее, чем можно себе представить: она вдохновляла, спонсировала, помогала развиваться авторам и их идеям. Благодаря Пегги мы видим искусство первой половины ХХ века таким, какое оно есть.
Открыв свою коллекцию для публики, Пегги Гуггенхайм не просто популяризировала современное искусство, но и превратила свою частную коллекцию в музей. В 1951 году её дом стал доступен для публики на постоянной основе. Пегги не только показывала свою коллекцию, но и делилась своей жизнью, тем, чем жила на протяжении многих лет.
С годами здоровье Пегги уже не позволяло ей управлять коллекцией самостоятельно. В 1976 году она приняла решение передать её Фонду Гуггенхайма, что обеспечило коллекции надёжное место в истории и дальнейшее развитие. Благодаря этому шагу коллекция не просто сохранилась, но и стала частью всемирной сети музеев Гуггенхайма.
Коллекция Пегги Гуггенхайм — яркий пример того, как частная инициатива, основанная на личной страсти и интуиции, может стать мировым культурным наследием. От частной домашней коллекции до галереи в Нью-Йорке и музея в Венеции, от экспериментов с выставочными форматами до интеграции в глобальную музейную сеть — её коллекция показывает, что искусство способно выйти за пределы личного владения и стать чем-то большим, чем частное собрание.
Автор: Дарья Полежаева, автор телеграм-канала «О прекрасном без прикрас».