В Берлинской галерее (Berlinische Galerie) проходит выставка Эдварда Мунка «Магия севера», где представлены его 83 работы (живопись и графика). Его визитной карточкой является картина «Крик», но на этой экспозиции она не представлена. Выставка рассказывает о взаимоотношениях знаменитого художника с немецкой столицей – от тотального неприятия этим городом творчества норвежца до триумфа в эпоху Веймарской республики и признания его искусства дегенеративным во время Третьего рейха. 

Пожалуй, уже после Первой мировой войны Берлин начал превращаться в один из важнейших художественных европейских центров. После крушения Германской империи он стал одним из самых либеральных и открытых ко всему новому городов, куда интеллектуалы со всего мира сбегали от пуританских порядков. Но в начале 90-х XIX века художественная сцена и социальный климат были там весьма консервативными. Мейнстримный вкус диктовался традицией, а его главным фронтменом являлся художник Антон фон Вернер, ярый сторонник вильгельменизма и отчаянный критик зарождавшегося европейского модернизма. 

Выставка Эдварда Мунка в Kunsthandlung P.H. Beyer & Sohn, Лейпциг, 1903 год. Фото: Музей Мунка

Мунк прожил больше 15 лет в Берлине, где у него состоялось около 60 персональных выставок. Но первая публичная демонстрация его работ вызвала скандал и раскол в обществе. Первая выставка художника прошла в 1892 году – ни зрители, ни критики оказались не готовы к яркой палитре, мрачным сюжетам и новаторским идеям художника. Особенно усердствовал в клеймении работ норвежца фон Вернер, добившийся в итоге закрытия выставки, которую пресса сардонически окрестила «Берлинским делом». Но сам Мунк, будто бы угадав стратегии, которыми вооружатся художники через сто лет, не выказал никакого разочарования по поводу провала.


В одном из писем домой он заметил: «Это лучшее, что могло со мной произойти, о такой рекламе я не мог и мечтать».

Эдвард Мунк в своей студии в Экели на окраине Осло, ок. 1938 год. Фото: Музей Мунка.

Мунк сближается с представителями берлинского андерграунда (драматургом и анархистом Августом Стриндбергом и польским писателем Станиславом Пшибышевским) и задумывает свой знаменитый цикл «Фриз жизни», венцом которого станет легендарный «Крик». Художник исследует мотивы смерти, одиночества и любви, создавая в последнее десятилетие уходящего века знаковые для себя полотна. Одна из лучших картин этого периода – «Тревога» («Angst», 1894 г.). На фоне кровавого-оранжевого полыхающего неба стоят люди, чьи лица будто бы размывает ощущение надвигающейся катастрофы. До Первой мировой еще далеко, но мы словно бы видим людей XIX века, предчувствующих наступление самого страшного и маниакального столетия в истории человечества.

Те же самые люди появляются на картине «Вечер на улице Карла Юхана» – их взгляды не выражают ничего, кроме мертвой пустоты. Экзистенциальный ужас этой серии достигает своего апогея в «Крике», описанном сотни тысяч раз и способном выразить любой чудовищное событие.

Эту работу часто называют визионерской – мы видим человеческую агонию, манифестирующую невозможность преодоления глобальных конфликтов и катастроф. Как бы ни были банальны сопоставления «Крика» с любыми мировыми миазмами, но разве не стали и мы воплощением мунковского отчаяния сегодня? 

Эдвард Мунк «Вечер на улице Карла Юхана»

После скандала с первой выставкой Мунка художники, не желающие следовать академической догме, образовали Берлинский сецессион, во главе которого стояли Вальтер Лейстиков, Франц Скарбина и Макс Либерман. Для этого объединения норвежец на выставке в 1902 году показал 22 работы из своего цикла. Большого успеха у публики она не имела. Один из арт-критиков описал это так: «Они не признают, что сочетание брутального нордического аппетита к цвету, идей Мане и склонности к мечтательности привело к появлению чего-то совершенно самобытного».

Спустя 11 лет его новая выставка покорила Берлин – все газеты писали о ней, пытаясь перещеголять друг друга в хвалебных рецензиях. А в 1927 году у Мунка, уже находившегося в статусе живого классика и лидера экспрессионизма, состоялась самая большая персональная выставка, которая, по выражению прессы, утвердила его имя в качестве символа «специфически нордического восприятия мира».

После прихода к власти нацисты сначала хотели использовать искусство норвежца для своих пропагандистских целей, обозначив его как «нордическо-германское». Но вскоре поставили на нем клеймо дегенеративности и изъяли 83 работы Мунка из публичного поля. Когда в 1940 году они оккупировали Осло, художнику было уже 76 лет. Тревога, пульсирующая на его полотнах берлинского периода, приняла уродливую форму нацизма.

После окончания Второй мировой многим казалось, что эта болезнь навсегда останется в прошлом, но человечество продолжает издавать мунковский «Крик», кажется, слишком часто.          

Выставка «Магия севера» продлится в Берлинской галерее до 22 января 2024 года. Вторая выставка открылась 18 ноября 2023 году в Музее Барберини (Museum Barberini) в Потсдаме под Берлином и будет открыта до 1 апреля 2024 года.