Наполеон Бонапарт и Жозефина Богарне — одна из самых известных пар в истории. Их союз стал не только важной главой французской империи, но и оказал значительное влияние на искусство, моду и культуру той эпохи. История их любви полна страсти, предательства и величия, а память о ней сохраняется в произведениях живописи, ювелирного искусства и моде.

Любовь Наполеона и Жозефины: страсть и власть


Когда Наполеон впервые встретил Жозефину в 1795 году, она была вдовой с двумя детьми и, казалось, не подходила для величественного императора, чьё сердце и амбиции стремились к власти. Однако, несмотря на её положение, она была женственной, утончённой и чарующей, что сразу привлекло молодого Наполеона. Её стиль жизни, её независимость, а также скрытые страдания, связанные с её прежними отношениями, вызывали в нем бурю эмоций. Он буквально покорил её, осыпая дорогими подарками и выражая свою любовь в письмах, полных страстных признаний. Наполеон, которому было тогда всего 26 лет, влюбился в неё с первого взгляда. Свою любовь он выражал с помощью страстных писем, в которых называл её своей «небесной любимой».

Их брак был заключён в 1796 году, и сразу же стал политическим союзом, но также искренним выражением сильных чувств с обеих сторон. Наполеон, стремящийся к величию, искал в Жозефине не только жену, но и союзника, способного разделить его амбиции. В то время как для неё этот брак стал шансом на новую жизнь, в которой она могла бы избавиться от тяжких воспоминаний и странных обстоятельств своей молодости.

Наполеон и ювелирное искусство: символы любви и величия


С самого начала своего брака Наполеон стал баловать Жозефину дорогими подарками, символизирующими не только его власть и богатство, но и глубину его чувств. Он осыпал её изысканными украшениями, дорогими тканями и произведениями искусства, при этом подчёркивая её красоту и утончённость.

Жозефина была не просто объектом любви, но и самой её вдохновительницей. В её честь создавались ювелирные изделия, которые оставались символами любви и власти в французском обществе. Одним из самых известных примеров стала коллекция ювелирных украшений, которую Наполеон подарил Жозефине в честь свадьбы.

В день свадьбы он преподнёс ей кольцо с двумя сапфирами — голубым и белым, а внутри украшения была выгравирована сентиментальная надпись «amour sincere» («искренняя любовь»).

фото кольца Жозефины, подаренного ей Наполеоном Бонапартом
Кольцо Жозефины, подаренное Наполеоном Бонапартом osenat.com

Этот подарок положил начало её ювелирной коллекции, стоимость которой после её смерти оценивалась в два миллиона франков.

Перед своей коронацией, состоявшейся 2 декабря 1804 года, Наполеон сделал Жозефине драгоценный подарок — изящную тиару, украшенную более чем тысячей бриллиантов. Автором украшения стал талантливый французский ювелир Мари-Этьен Нито (Marie-Etienne Nitot), основавший ювелирный дом Chaumet. В 1887 году тиару приобрела компания Van Cleef & Arpels, и с тех пор она остаётся в её коллекции.

Портрет Жозефины де Богарне работы Жана-Батиста Реньо, около 1810 года, на котором она изображена в тиаре и с изогнутым бриллиантовым украшением

Эти украшения стали настоящими произведениями искусства, и до сих пор считаются знаковыми в мире ювелирного искусства. Некоторые из этих украшений можно увидеть в Эрмитаже, где они стали неотъемлемой частью культурного наследия, отражая страсть и привязанность, царившие в отношениях пары.

Как Жозефина повлияла на искусство и моду?


Жозефина Богарне не раз становилась музой художников своего времени, но одним из самых известных её изображений является портрет, созданный Франсуа Жераром в 1801 году. На картине девушка предстает в изящном ампирном платье, подчёркивающем её утончённость и природную грацию. Она изображена сидящей на диване в открытой террасе своей резиденции — замка Мальмезон.

Франсуа Жерар. «Портрет Жозефины, жены Наполеона», 1801. Жозефина изображена сидящей на диване на террасе замка Мальмезон
«Портрет Жозефины, жены Наполеона» – Франсуа Жерар, 1801
Portrait de Joséphine

Произведение было написано по заказу самой Жозефины и оставалось в её коллекции до её смерти. Впоследствии портрет перешёл к её сыну Евгению Богарне, затем к герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому и оказался в Мюнхене. В 1861 году он был вывезен в Санкт-Петербург, а после Октябрьской революции национализирован и передан в собрание Эрмитажа.

Жерар создал новый тип парадного портрета, противопоставляя его традиционным изображениям царствующих особ. Как отмечал искусствовед А. Г. Костеневич:

“Как не похожа жена Наполеона в жераровской картине на торжественно выставляющих напоказ себя и свои регалии царствующих особ прежних времён. Её платье лишено какой бы то ни было пышности, украшения почти отсутствуют. Это, конечно, совсем новый тип парадного портрета. Картина крепко построена на испытанной формуле золотого сечения, причём Жерар позаботился о том, чтобы найти такое окружение, где прямые углы были бы скруглены. Поэтому-то столь важное место занимают бархатные подушки, среди которых написана Жозефина.”

Этот портрет не только запечатлел образ Жозефины, но и стал отражением эпохи, в которой грациозность и естественность начали заменять прежнюю монументальность.

Жозефина Богарне обладала утонченным вкусом и превратилась в законодательницу мод своего времени. Ее стиль вдохновлял не только аристократок, но и художников, модельеров и ювелиров. Она популяризировала ампир — стиль, который характеризуется простотой линий, античными силуэтами и дорогими тканями. Портреты Жозефины, созданные выдающимися художниками, отражают эту эстетику.

Жозефина де Богарне, первая жена Наполеона, выбирает наряд
Josephine de Beauharnais (1763-1814), the first wife of Napoleon I, looking at clothes. From Life of Napoleon Bonaparte, Volume II, by William Milligan Sloane.Print: The Century Co., Macmillan & Co., Limited, New York & London, 1896; Artist Unknown. Photo by The Print Collector/Getty Images

Жозефина в живописи: вдохновение для художников


После коронации в 1804 году Наполеон продолжил использовать искусство как инструмент для демонстрации своей власти и любви к Жозефине. Одним из самых величественных произведений этого периода стала картина Жака-Луи Давида «Коронация Наполеона» (1807), запечатлевшая момент, когда император Франции лично коронует свою супругу в соборе Нотр-Дам. Изначально художник планировал изобразить эпизод, в котором император возлагает корону на собственную голову, однако отказался от этой идеи, чтобы избежать излишней драматичности, и выбрал следующий момент церемонии — коронацию Жозефины.

Жак-Луи Давид. "Коронация Наполеона" (1805-1807)
Jacques-Louis David – The Coronation of Napoleon (1805-1807)

Картина представляет собой монументальное полотно, в котором тщательно прописаны все детали коронации. В ней можно увидеть многочисленных реальных участников события, включая самого Давида, изобразившего себя среди зрителей. Однако портретное сходство не всегда соответствовало исторической точности: по настоянию Наполеона художнику пришлось добавить его мать Летисию, хотя в действительности она отсутствовала на церемонии.

Сегодня «Коронация Наполеона» экспонируется в Лувре, оставаясь не только выдающимся примером неоклассической живописи, но и символом имперского величия, в котором искусство стало инструментом политики и личных чувств.

Интересно, что хотя этот момент был политическим событием, он имел и личное значение: Наполеон нарушил традицию, согласно которой только мужчины-монархи могли короновать своих жён, таким образом подчеркивая её не только как политического партнёра, но и как женщину, которой он был верен

Портрет мадам Тальен работы Жана-Бернара Дювивье, 1806 год, Бруклинский музей
Portrait of Thérésa Tallien (1773-1835), 1806. Found in the Collection of Brooklyn Museum, New York.Photo by Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Разлука и вечная память в истории и культуре


Несмотря на глубокие чувства, их брак оказался непрочным. В 1810 году, после многочисленных попыток иметь наследника, Наполеон и Жозефина расстались. Причиной этого разрыва стало её неспособность родить наследника, что Наполеон воспринял как невозможность продолжить династию. Развод стал тяжёлым ударом для Жозефины, но она приняла его с достоинством.

Неопровержимо, что несмотря на разрыв, Наполеон никогда не забыл Жозефину. В его письмах, в его воспоминаниях всегда звучала её память. Последние слова, произнесённые им на смертном одре в 1821 году на острове Святой Елены, были: «Франция, армия, Жозефина». Эти слова стали символом той вечной любви, которая сохранилась в его сердце до конца жизни.

Последние слова, произнесённые им на смертном одре в 1821 году на острове Святой Елены, были: «Франция, армия, Жозефина». Эти слова стали символом той вечной любви, которая сохранилась в его сердце до конца жизни.

Наследие их любви в искусстве

После смерти Жозефины память о ней не исчезла. Она оставила после себя не только политическое наследие, но и множество культурных артефактов, которые стали частью музейных коллекций. Музей Малмезон, бывшая резиденция Жозефины, хранит её личные вещи, драгоценности, портреты, что позволяет современным зрителям увидеть её мир и почувствовать атмосферу, в которой жила эта уникальная женщина.

Замок Мальмезон, бывшая резиденция Наполеона и Жозефины, теперь музей
Musée national des châteaux de Malmaison

Любовь Наполеона и Жозефины была полна трагизма и страсти, и оказала огромное влияние на искусство того времени. Их история, запечатлённая в ювелирных украшениях, картинах и памятниках, до сих пор живёт в музеях и коллекциях по всему миру, напоминая о великой любви, которая продолжает вдохновлять художников, историков и любителей искусства.

Жозефина и Наполеон — это не просто страницы истории, а символы вечной страсти, которая нашла своё отражение в искусстве, пережив века и став частью мировой культуры.