Многие уже знакомы с работами художницы Натальи Занчевской, выполненные в стиле художественного минимализма с восточными мотивами. Ее тонкие и чувственные произведения быстро нашли своего зрителя, восхищенного ее уникальным талантом и стилем. Все началось с того, что во время пандемии Наталья присоединилась к проекту в Facebook под названием «Шар и Крест», где она впервые выставила работы. Они мгновенно нашли свое признание среди тысяч пользователей, восхищенных ее талантом и оригинальным стилем.

В нашем интервью мы поговорили с художницей про вдохновение и успех, а также про творческий процес и планы на будущее.

Как все начиналось

Я работала художником по костюмам в кино, до этого я занималась дизайном одежды, окончила академию архитектурно-художественную. Раньше я не пробовала выставлять свои работы, не приходило это в голову почему-то. Я создавала большей частью эскизы – сначала моделей одежды для коллекций, потом эскизы костюмов для кино.

Может звучать довольно пафосно, но в определенный момент ты вдруг словно что-то осознаешь, что-то в тебе меняется, тебе становится понятным о чем ты хочешь рассказать.

Началось все в период пандемии, когда все сидели дома, проекты в кино были приостановлены. Это было прекрасное время для погружения в себя, для саморазвития. Я как раз рисовала, пробовала маслом писать. Кто-то из друзей мне рассказал о новом закрытом сообществе в Facebook под названием «Шар и крест», созданном для взаимопомощи художникам, коллекционерам и галеристам. Я решила попробовать опубликовать свою графику, но, надо признать, не с первой попытки это удалось. В группе существовал строгий ценз – работы отбирались экспертами, в том числе основателем Максимом Боксером.

Про признание и популярность

Признание? Что это значит? Если говорить о признании онлайн, то оно как-то сразу, с первых публикаций в группе «Шар и Крест» появилось. Это было очень любопытное время, интересный опыт. В группе царила неповторимая атмосфера: одни с диким азартом охотились за работами полюбившихся художников. По очень демократичным ценам, надо заметить. Другие – работали с бешеной скоростью или открывали «закрома», продавали то, что было создано ранее.

Для меня все совпало самым счастлитвым образом. Неожиданно для себя я открыла новое направление в творчестве, причем то, о котором я мечтала в детстве. Хотя оно и не было таким уж новым, но зарабатывать, продавая свои картины, я начала именно тогда.

Для меня это был шанс изменить свою жизнь, и я не хотела его упустить. Как мне сказал когда-то Максим Боксер: «Я просто дал удочку».

Про вдохновение и стиль

Я родилась в Сибири, на северном Урале – это как раз то место, где встречаются Восток и Запад, и ты просто ощущаешь это взаимодействие. Я была воспитана в европейских традициях, я скорее западный человек, но культура Востока всегда меня притягивала.

В моих работах главный персонаж – женщина. Цвета, орнаменты, ткани – это, конечно, влияние моего образования (я – дизайнер одежды, художник-модельер) и работа художником по костюмам, профдеформация, можно сказать. Что касается азиатских черт в лицах… Этот вопрос мне частно задают, и я не знаю на него ответ, честно говоря, не придавала этому такого большого значения.  Когда работала над портретами людей самых разных национальностей в серии «Этнография», поймала себя на том, что азиатские черты лица меня очень привлекают, мне интересно их изучать, рисовать. А потом я просто искала свой символ человека, и получился такой вот собирательный образ женщины. В какой-то момент мне самой стала любопытна причина, я даже сделала ДНК-тест, который показал, что 12% азиатской крови у меня все же есть. Так что, может быть, зов предков?

Используя язык тела, я хочу не только показать важность гармонии с природой, об этом источнике силы и энергии. Я хочу, чтобы вы вернулись в свою собственную память и вспомнили те моменты, когда вы общались с природой осознанно. В моих работах много воды (реки и моря), много земли (горы, поля или степь), воздуха (ветер), именно потому, что там я черпаю свои силы.

С заказами в последние 2 года не очень, в том смысле, что я предпочитаю их не брать. Люди, заказывающие работы, ожидают получить определенную эмоцию, а я точно знаю, что гарантировать результат не могу, не простой сейчас период. Один из моих последних проектов был три года назад — я создавала фреску для ресторана Mercado del Sol в Санкт-Петербурге. Тогда мне не ставили строгих рамок, и я имела полную свободу творчества. Весной 2022 года мне поступило ещё два подобных предложения из Москвы, но я отказалась. 

Про японский период

Началось все с моды. Когда я училась на факультете дизайна одежды, я была вдохновлена  японскими модельерами, такими как Ёдзи Ямамото и Comme des Garçons. Затем был фильм Вима Вендерса «Записки об одеждах и городах», и Япония вошла в мою жизнь. Сьездив туда туристом, я была покорена культурой, традициями, но людьми, конечно, в первую очередь. Желание пожить там для более глубокого погружкения казалось невозможной мечтой. И все же в конце 2022 года я начала учить японский язык и поехала в Токио. 

Рано говорить о том, повлиял ли этот мой «японский период» на творчество.  Вернее рано говорить о том, как он повлиял. Нужно время, чтобы все улеглось, сформировалось. Тем не менее, как раз сейчас я работаю над новой серией графики, в которой размышляю о сложностях и ограничениях, с которыми сталкивается человек на новом этапе жизни.

Про успех

Успех для меня – это когда удается добиться задуманного, когда я нахожу решение для задачи, которую ставлю сама перед собой, именно это для меня важнее всего.

Передать сложноуловимые эмоции, ощущения, найти средства для их изображения, не просто рассказать о них, а, скорее, вызвать собственные воспоминания зрителя, оставаясь при этом лакончиной, используя минимум инструментов – этого я пытаюсь добиться. 

Творческий процесс

Когда я работаю, я как будто выпадаю из мира, меня не беспокоят посторонние шумы – я их не слышу, я забываю поесть, «отключаюсь» от тела и мира что ли. Единственное, что  для меня действительно имеет огромное значение- это дневной свет, электрическое освещение меняет восприятие цвета, поэтому работаю я только утром и днем. С этим у меня здесь, в Японии, есть определенные трудности, к сожалению,- я должна подстраиваться под расписание уроков японского. 

Про планы на будущее

Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах, так? Последние несколько лет как будто бы научили не ожидать и не планировать. Но, пожив в Японии, не можешь не заразиться страстью к долгосрочному плавнированию. Здесь я впервые увидела ежедневники на 5 лет, и надо сказать, они пользуются спросом. Я планирую свой следующий этап пути, теперь с Востока на Запад. Мне хочется получить свой европейский опыт и смешать его с японским, как краски на палитре, чтобы получить новый цвет. 

Беседовала: Андреева Наталья

Фотограф: Сулейманова Алиса Тимуровна