Екатерина Аксенова — книжный блогер и организатор книжных клубов. В своем Telegram-канале prometa.pro она делится большим количеством вдохновляющих отзывов про нон-фикшн, научно-популярные книги и беллетристику. О популярности книжных клубов, писателях, а также о том, как чтение влияет на личность, она поделилась с нами в интервью.
О книжных клубах и их популярности сегодня
Обсуждение книг было задолго до того, как самые древние из известных нам книг стали книгами. Самые старые истории люди слушали, собравшись все вместе, и, естественно, обсуждали. Вообще, чтение как уединенное занятие – довольно неестественная для человека штука, которая появилась сравнительно недавно. Естественно – читать вместе и разговаривать о прочитанном. Это то же самое чувство совместного участия в живой истории, которое грело простых поселян, слушающих заезжего сказителя.
Тут, конечно, надо сказать,что у Опры Уинфри с ее Oprah’s Book Club, Риз Уизерспун с Reese’s Book Club или королевы Камиллы с комьюнити «Читальный зал герцогини Корнуольской» – не совсем книжные клубы, потому что у них-то как раз нет никаких групп, никто не собирается для обсуждения прочитанных, есть только условно-совместное чтение какого-то списка литературы, но даже это работает!
Я много лет занимаюсь двумя книжными клубами. Премия «Просветитель» уже год назад пригласила меня придумывать и вести совместно с Александром Гавриловым книжный клуб, который полностью концентрируется на научно-популярной литературе. За год мы много поняли про то, как и зачем обсуждают нехудожественные книги. Стереотипное представление о книжном клубе следующее – люди культурно выпивают и обсуждают душевные книги, задевающие их за живое, с яркими героями, большими страстями, захватывающим сюжетом. И это абсолютно прекрасно, но мы-то в проекте работаем на выполнение задач «Просветителя», то есть, увеличиваем количество людей, которые читают хорошие научно-популярные книги.
Выяснилось, что обсуждать научпоп не менее прекрасно, чем романы, в наших встречах много эмоций, много живейших и детализированных обсуждений, которые часто поражают меня совершенно неожиданными идеями. Книжные клубы для нон-фикшена – отличная тема. Очевидно, что много кто хочет именно таких разговоров, про серьезные книги.
Я также веду частный книжный клуб для небольшого сообщества предпринимателей, которые хотят регулярно встречаться и общаться и понимают, что собираться раз в месяц просто так – это невозможно для Москвы, никто так не может, у всех много дел. Собираться же для обсуждения на книжном клубе, к которому надо готовиться, где будет понятный формат общения – другое дело. Мне это занятие очень нравится, ну что может быть веселее, чем раз в месяц разговаривать с очень умными людьми про самые разные книги: от «Мы – живые» Айн Рэнд до «Святого против Льва» Павла Басинского.
Если, как наши участники, целый год читать по хорошей книжке каждый месяц, обдумывать ее, потом обсуждать в классной компании, что-то очень сдвигается в сознании в лучшую сторону!
Книги нам нужны, в том числе, чтобы посмотреть на жизнь через совсем другую, недоступную тебе как отдельному человеку оптику. И именно книжный клуб раскрывает эту возможность во всей ее широте.
Как читать нон-фикшн книги и получать от этого удовольствие
На самом деле, граница между художественной литературой и нонфикшеном довольно условная. Даже самые фантастические истории, разворачивающиеся в вымышленных мирах, несут в себе много невыдуманной автором правды, и этим они нам интересны. Вся хорошая фэнтези прочно укоренена во вполне земной истории и культуре, иначе ее невозможно было бы читать.
Классический пример – фэнтези Джорджа Мартина, который взял основной конфликт «Песни льда и пламени» из войны алой и белой розы, великую Стену позаимствовал у императора Адриана, конфликт хроник Таргариена скопирован с истории внучки Вильгельма Завоевателя, который, как Таргариены, пришел из-за моря на новые земли и завоевал их, а его сын остался без наследника мужского пола и заставил своих баронов присягнуть на верность молодой принцессе.
Таргариены же – это отражение полумифических древних царей Рима Тарквинов, прославившихся своей жестокостью и несправедлиовым обращением с подданными. История этих же, как правление тиранов Тарквинов сменилось Республикой, а Республика полудобровольным способом обрела себе нового императора – это Звездные войны. Никакого стопроцентного фикшена нет, как и нон-фикшена, где автор всегда приносит что-то придуманное им самим, вольно или невольно.
Я думаю, что никому не стоит ограничивать свой читательский опыт искусственными рамками одного жанра, пробовать надо все.
Если уж начинать читать нон-фикшн после художественной диеты, то можно брать книги с сильным сюжетом – например, биографии и мемуары. Автобиография Марины Абрамович «Пройти сквозь стены» – поразительная история сразу про все: необычно прожитую жизнь, современное искусство, самую невероятную сделку по покупке дома, любовь, путешествия. Или – уже не столько автобиография, сколько книга о пути ученого – «Облачно, возможны косатки» Ольги Филатовой, компактная, увлекательная и удивительно многослойная книга: живое описание жизни (для многих — экзотических) регионов Дальнего Востока, характеров, рассказ о жизни биологов, полной приключений и опасностей, семейная сага о косатках, а также небольшой политический триллер про тяжелую, но успешную борьбу за изменение законодательных норм, которые должны защищать морских млекопитающих от вылова для дельфинариев и цирков.
А вот еще одна из самых моих любимых книг – «Далеко от яблони» Эндрю Соломона, которую вообще нужно прочитать всем людям, у которых есть дети, и всем людям, которые сами чьи-то выросшие дети, потому что там автор исследует невероятные и часто трагические ситуации, когда яблоко укатывается далеко от яблони, и дети получаются совсем не такими, как их представляли себя родители.
На какие книги стоит обратить внимание сегодня
Главной нон-фикшн работой прошлого года для меня стала поразительная книга «Необъятный мир. Как животные ощущают скрытую от нас реальность» Эда Йонга, которая скоро уже выйдет на русском языке в издательстве «Альпина». Это великолепная новость, потому что трудно представить себе более увлекательный, поражающий воображение и просветляющий текст. Это абсолютный образец научно популярной литературы в лучшем ее виде – не факты ради фактов, а особая книга, которая буквально меняет представление о мире. Там автор много рассказывает об умвельте – то есть способе воспринимать окружающий мир разных живых существ: насекомых, рыб, птиц. Он делает это так, что собственное восприятие перестает быть константой, читатель понимает, что можно видеть жизнь и совсем по-другому. Поразительная книга, горячо рекомендую.
Из того, что не переводится на русский язык по техническим причинам я могу порекомендовать, как минимум, половину работ The Great Courses – это такой замечательный проект, который берет самых популярных университетских профессоров и записывает их лучшие лекционные курсы.
Абсолютные хиты – «How to Listen to and Understand Opera» и «How to Listen to and Understand Great Music» by Robert Greenberg, это буквально переложение пушкинского рецепта “открой шампанского бутылку и перечти Женитьбу Фигару”, совершенно гениальные курсы по античности, например, «The Odyssey of Homer» by Elizabeth Vandiver. И, хотя это не нон-фикшн, сами античные тексты круто читаются в новых английских переводах. От нас они отсечены несколько устаревшими классическими переводами, а на английских язык Гомера и Вергилия переводят заново каждую пятилетку, и это совершенно прекрасные, современные и горячие тексты.