Фото: STAFF / AFP / Getty Images

Марк Шагал — художник, которого любили сюрреалисты, ценил Пикассо, а зрители по всему миру до сих пор узнают с первого взгляда: парящие фигуры, насыщенные цвета, Витебск, любовь, иудаика, цветы.

Его путь — не просто история одного гения, но и один из самых поэтичных маршрутов в европейском модернизме XX века.Он прожил 97 лет, оставив после себя уникальное наследие, в котором память, вера, любовь и страдание преобразились в универсальный язык искусства.

Вот 10 ключевых фактов о его жизни и творчестве, которые помогут взглянуть на Марка Шагала по-настоящему глубоко.


1. Настоящее имя — Мойша Сегал

Марк Шагал, родившийся в июле 1887 года в Витебске, на самом деле был Мойшей Сегалом. Он вырос в бедной еврейской семье, и в своем детстве пережил трудности, о которых позже рассказывал в своей автобиографии. «Сердце мое скручивалось, как баранка, когда я видел отца, поднимающего эти бочки», — писал художник, описывая работу своего отца. Это городское окружение с сильной еврейской культурой оставило неизгладимый след в его творчестве, став одним из центральных мотивов его работ.

В начале XX века, когда Мойша Сегал обосновался в Париже и стал частью художественной колонии «Улей», он принял решение изменить имя, выбрав более европейскую форму — Марк Шагал. Именно в Париже, среди авангардистов, его карьера сделала важный шаг вперед, и имя Шагала стало символом его творчества на мировой арене.


2. Витебск не отпускал его до конца жизни

Marc Chagall. Over Vitebsk. 1915
Марк Шагал, «Над Витебском», 1915 год. Масло на холсте. Коллекция Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Витебск — это место, где началась жизнь и творчество Марка Шагала. Родившись в этом городе, он не мог забыть его ни в детстве, ни в зрелые годы.

В своей автобиографии «Моя жизнь» художник называет Витебск «моим грустным и веселым городом», описывая его как неотъемлемую часть своего мира. С крыши своего дома, как он признавался, он любил наблюдать за жизнью города, и это впечатление стало основой множества его картин. Витебск стал для Шагала мифологическим пространством, наполненным символами, образами и персонажами, которые он переносил на холст.

Хотя Шагал прожил осознанную часть своей жизни в Париже, Нью-Йорке и на Лазурном берегу, именно Витебск оставался его источником вдохновения на протяжении всей карьеры. Шагал возвращался к Витебску через свои картины, постоянно воссоздавая на холстах его атмосферу — не только как место, но и как символ, неотрывно связанный с его личной историей и мировоззрением.

Марк Шагал, «Деревня», 1977 год. Цветная литография. Коллекция Altmans Gallery.

3. Влияние — от лубка до фовизма

Шагал впитал влияние множества художественных течений, начиная с русской иконописи и народного лубка, через фовизм и кубизм. Эти стили стали основой его уникальной визуальной поэзии, сочетая яркие цвета и простые формы. Его работа была вдохновлена французским авангардом, особенно творчеством Робера Делоне и Пабло Пикассо, но в то же время он сохранял глубокую связь с еврейскими традициями и русской культурой, что добавляло в его картины особую эмоциональность и символизм.

Марк Шагал (1887–1985). Многоцветная встреча с художником для концерта, 1974. Гуашь, темпера и тушь, бумага; литографские бордюры. 76,7 × 51,7 см. Продано за 352 800 евро 6 апреля 2023 года на онлайн-аукционе Christie's.
Марк Шагал, «Многоцветная встреча с художником для концерта», 1974 год. (Продано за 352 800 евро 6 апреля 2023 года на онлайн-аукционе Christie’s.)

4. Его ценил Пикассо

Когда Шагал приехал в Париж в 1911 году, он познакомился с авангардистами, включая Пикассо. Тот позже сказал:

«Я не знаю, откуда он берёт эти образы — у него, наверное, ангел в голове».

Однажды во время непринуждённого разговора в ресторане Пикассо поинтересовался у Шагала, когда тот планирует вернуться в Советский Союз. Шагал ответил, что хотел бы увидеть, как сам Пикассо работал бы в России и насколько его произведения там были бы востребованы.

На это Пикассо заметил: «Возможно, большевики не смогут платить вам столько, сколько вы зарабатываете здесь, так что, по сути, всё зависит от гонораров».

Marc Chagall and Pablo Picasso
Madoura Ceramics workshop, Vallauris, France, 1948. Photo- Reporter Associes/Gamma Features
Фото: Пабло Пикассо и Марк Шагал в керамической мастерской Madoura. Валлорис, Франция, 1948 г.

5. Вражда с Казимиром Малевичем

Марк Шагал вернулся в Россию в 1914 году, чтобы повидать свою невесту Беллу, но задержался дольше, чем планировал, из-за начала Первой мировой войны. После революции он был назначен комиссаром по делам искусства в Витебске, где мечтал создать центр художественного образования, напоминающий Париж. Он приглашал художников из Москвы и Петрограда, создавал школы и студии, закладывая основы нового художественного движения.

В Витебск по приглашению одного из преподавателей Эля Лисицкого приезжает легендарный и всем известный Казимир Малевич. Он уже выставил на всеобщее обозрение свою скандальную работу «Черный квадрат» и снискал себе славу. Однако его отношения с Казимиром Малевичем быстро испортились. Малевич стремился внедрить свою концепцию супрематизма, что вызывало противоречия с Шагалом, который придерживался более традиционных подходов. Вскоре Малевич стал доминировать в училище, а Шагал, не согласившись с новым курсом, покинул Витебск и уехал в Москву. В своих мемуарах Шагал не упоминает Малевича, обходя молчанием тот конфликт.


6. Его обожали сюрреалисты — но он остался собой

В 1920-е Шагал вернулся во Францию. Сюрреалисты были в восторге от его ранних «сновидений» на холсте. Андре Бретон, основатель сюрреализма, отмечал, что «никакие работы не были столь решительно волшебны», как картины Марка Шагала. Несмотря на признание со стороны сюрреалистического круга, Шагал отверг их официальное приглашение присоединиться к движению.

Хотя его произведения наполнены иррациональными, почти сновидческими образами, они отличаются от типичных работ сюрреалистов. Шагала интересовали не эксперименты с подсознанием, а универсальные, вечные темы — любовь, память, духовность.

Марк Шагал. Влюбленные и Эйфелева башня, © Christie's
Марк Шагал, «Влюбленные и Эйфелева башня». © Christie’s

7. Рисовал голым

В Париже Марк Шагал писал картины голым, так как у него было всего несколько комплектов одежды — одна рубашка, одни брюки, один костюм, и он боялся их испачкать. Этот факт не только подчеркивает экономическую бедность художника в тот период, но и свидетельствует о его глубоком погружении в процесс творчества, где материальные заботы отходили на второй план, уступая место полной сосредоточенности на искусстве.


Марк Шагал, «На столе», 1975 год. © Christie's
Марк Шагал, «На столе», 1975 год. © Christie’s

8. Он заново осмыслил распятие

С конца 1930-х Шагал всё чаще изображал Христа — как еврейского мученика. Это был его ответ на холокост, нацизм и личную память о погромах в России. Он трансформировал христианский сюжет в универсальный символ страдания и надежды.

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни. 

«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что она является самым большим источником поэзии всех времен. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». 

— Марк Шагал, каталог к открытию музея «Библейское послание» в Ницце.

Белое распятие. Марк Шагал. 1938
Марк Шагал, «Белое распятие», 1938 год.

9. Подводил глаза и наносил румяна на щеки


В молодые годы художник подводил глаза и наносил румяна на щеки, что стало еще одним доводом против его кандидатуры на роль мужа Беллы Розенфельд. Первой причиной была его бедность: ее семья владела тремя ювелирными магазинами. Мать сказала дочери: «Какой же это муж — румяный, как красавчик!».

Вирджиния Хаггард Макнил, ставшая партнершей художника после утраты Беллы, прочитала его мемуары и спросила, почему он так поступает. «Писать о своем лице было почти тем же, что рисовать портрет в зеркале», — ответил Шагал.

André Kertész: Marc and Bella Chagall, Paris, 1929.
Фото: Андре Кертес, «Марк и Белла Шагал, Париж», 1929 год.


10. Последний модернист — и мастер витражей

После возвращения во Францию в 1948 году Марк Шагал окончательно утвердился в статусе одного из крупнейших мастеров модернизма XX века. В этот период он активно работает с монументальными формами — витражами, мозаикой, росписями. Его произведения украшают здания по всему миру, от синагог в Иерусалиме до штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, где он создал знаменитое «Окно мира». Эти работы стали неотъемлемой частью его позднего творчества, в котором живопись буквально выходит за пределы холста.

Одной из главных вершин этого этапа стало оформление потолка Парижской оперы (Дворца Гарнье) в 1964 году. По заказу министра культуры Андре Мальро Шагал создал живописный плафон площадью 220 кв. м, разделённый на пять цветовых секторов. В каждом — сцены из шедевров мировой музыки: от «Лебединого озера» до «Бориса Годунова». Он изобразил и символы Парижа — Эйфелеву башню, Триумфальную арку, само здание Оперы. При этом художник сохранил историческую роспись XIX века Жюля-Эжена Леневе, выполнив свою работу на 24 съёмных панелях.

Однако сегодня потомки французского художника Леневе настаивают на демонтаже этих панелей, чтобы вернуть зрителям первоначальный облик потолка.

Потолок Оперы Гарнье, работа Марка Шагала. Париж.
Потолок Оперы Гарнье, работа Марка Шагала. Париж.